Комплексный подход к защите трубопроводов
Порывы нефтепроводов влекут за собой не только потери транспортируемого продукта и остановки нефтедобычи, но и заражение нефтепродуктами окружающей среды, значительные затраты на локализацию последствий таких аварий.
И в то время, когда нефтедобывающие предприятия стремятся максимально увеличить нефтеотдачу нефтяных пластов, особое значение приобретает эффективность работы нефтепромысловых трубопроводов.
Стальные трубы сегодня и в обозримом будущем остаются основным элементом промысловых трубопроводов. Этому способствует их массовое производство, дешевизна, высокая прочность и технологичность применения сварки при монтаже. Основной проблемой при эксплуатации стальных трубопроводов является их низкая коррозионная стойкость.
При характерном для нефтесборных трубопроводов наличии в транспортируемой среде осадков с абразивными свойствами, имеет место преимущественное расположение коррозионных поражений в нижней части трубы. Активация стали при абразивном воздействии на ее поверхность приводит к образованию язвенных и «канавочных» поражений, которые развиваются по механизму макроанодов в макропаре с катодами — соседними участками трубы, покрытыми оксидными пленками. Скорость коррозии по макроэлектрохимическому механизму многократно превышает обычные скорости общей коррозии в газонефтяных эмульсиях. Так, скорость коррозии на границе раздела «серо-водородсодержащая вода-нефть» на головных участках нефтепроводов может достигать 11 мм/год. При этом вся поверхность труб, за исключением нижней образующей, остается практически незатронутой коррозией.
Более того, аварийность трубопроводов, особенно высоконапорных, в большой степени определяется неудовлетворительной стойкостью сварных швов. Электродами с различающимися потенциалами являются собственно шов, зона сплавления, зона термического влияния и прилегающий к ним основной металл трубы. Дефекты сварного шва и микронеоднородности околошовной зоны подвергаются преимущественному воздействию коррозионной среды по механизму контактной коррозии.
Наиболее эффективным методом противодействия вышеописанным коррозионным процессам, является реализация барьерного фактора, а именно — антикоррозионные покрытия внутренней поверхности трубопроводов. Антикоррозионная защита внутренней поверхности трубопроводов покрытиями наиболее эффективна в условиях неподготовленных газонефтяных сред, транспорт которых осуществляется по трубам малого и среднего диаметра. Опыт применения труб с защитными внутренними полимерными покрытиями свидетельствует о возможности много кратного продления срока безаварийной эксплуатации трубопроводов разного назначения.
По данным экологов, в российской технологической цепочке от скважины до конечного потребителя, ежегодно теряется от 8 до 10% добываемой нефти. Значительная часть потерь приходится на трубопроводы. Официальная статистика в подавляющем большинстве случаев (50-70%) причиной аварий признает внутреннюю и наружную коррозию трубопроводов.
Существующая в мире тенденция на преимущественное применение для внутренней защиты труб нефтяного сортамента эпоксидных покрытий имеет место и в нашей стране. Покрытия на основе эпоксидных материалов обеспечивают целый ряд необходимых свойств, таких как твердость, гибкость, водостойкость, стойкость к образованию газовых пузырей, минимальный прогар в районе сварного шва. Эпоксидные покрытия надежно защищают внутреннюю поверхность трубопроводов от абразивного износа и агрессивных сред, предотвращают отложение парафинов и солей, а также являются технологичными и недорогими в связи с невысокой (350-500 мкм) толщиной защитного слоя (рис. 1).
При всем своем многообразии перспективу имеют технологичные способы защиты стыка, ориентированные на отработанные приемы монтажа с максимальным сохранением существующей техники и способов строительства.
Использование традиционной технологии сварочных работ и отсутствие дополнительных мероприятий по защите внутреннего стыка возможно при использовании труб с металлизацией концевых участков. В этом случае подготовка полной защиты трубопровода перенесена в цеховые условия. Здесь на концевые участки труб с полимерным антикоррозионным покрытием наносится покрытие из хромоникелевого сплава для обеспечения защиты сварного шва непосредственно в процессе сварки труб. При сварке таких труб в плеть этот слой расплавляется, легирует поверхностные слои корневого шва и образует нержавеющий металлический слой на поверхности внутреннего сварного шва и околошовной зоны. Сварка при этом выполняется электродами, предназначенными для сварки углеродистой стали. Стабильность качества защиты по данному способу при сварочных работах с применением ручной сварки в трассовых условиях достаточно высока.
Источник: №3/март/2011 г. ТехСовет |